Ваш браузер устарел, чтобы использовать все возможности сайта, загрузите новую версию браузера. Подробнее

Из воспоминаний "От Амура до Байкала"....

25.04.2018

Амур – река на Дальнем Востоке России, длиной 2824 км, образуется от слияния Шилки и Аргуни, впадает в Тихий океан. Бассейн его расположен в России, Китае и Монголии. Верхний и Средний Амур до Хабаровска является пограничной рекой, по ней проходит государственная граница. Поэтому пассажирские суда ходят по Нижнему Амуру от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре. Предстоящий круиз пройдет только от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре и обратно. Но я же хочу увидеть весь Амур! Я в 2016г. побывала в Благовещенске. Поэтому лечу в дельту Амура Аэрофлотом Москва-Хабаровск, и далее Хабаровскими линиями до Николаевска-на-Амуре по субсидированному тарифу, купленному за несколько месяцев.


г. Николаевск-на-Амуре 

Разница во времени 7 часов. В Москве был вечер, тут уже обед следующего дня. Ночи не было. Сначала сон в уютной гостинице. Потом прогулка по городу, по набережной с множеством памятников всем историческим событиям, затронувшим нашу страну.

В новом для меня городе я люблю бывать в краеведческом музее, чтобы лучше прочувствовать место, куда приехала. Город из 160-летней истории 52 года был областным центром и управлял всем Дальним Востоком. Музей открыл в 1858 г. Петр Васильевич Казакевич, контрадмирал, губернатор области, сподвижник Г.И.Невельского, основателя г.Николаевска-на-Амуре. Если Невельской был первооткрывателем этих мест, то на долю Казакевича выпало их освоение и укрепление. Именно Казакевич подписал дополнительную статью к Пекинскому договору, что явилось окончательным признанием Приамурья и Приморья Российскими территориями.

Ранним утром третьего дня теплоход «Метеор» со 120-тью пассажирами отправился в Комсомольск-на-Амуре. Среди них дети из детского дома, которых везли на море в Приморье.

Погода способствовала созерцанию, + 26. Стою на открытой палубе. Все 12 часов пути любуюсь синей гладью реки, сопками, тайгой, множеством рыбаков – горбуша идет на нерест. Мне повезло. Всю дорогу моим экскурсоводом был попутчик – бывший капитан с т/х «В.Поярков». Видя мой интерес, он рассказывал, что мы проходим, как называются скалы, впадающие речки и поселения. Благодаря ему, я увидела Амурские столбы со скалами Шаман, Собака, Медведь и Церковь на сопках. Узнала, что в с. Нижнетамбовское ловят осетров и рыбу калугу, что традиция выпускников 9-х классов - подняться на столбы в выпускной. Вечером «Метеор» причаливает к речному вокзалу Комсомольска-на-Амуре, напоминающему плывущий корабль.


г. Комсомольск-на-Амуре

В этом городе в рамках круиза будет своя программа. Поэтому два дня я с замиранием сердца гуляла по городу Юности, который знала только по песням тех лет, городу, тогда казавшемуся очень далеким, овеянному славой трудовых подвигов молодежи, приехавшей со всех концов страны по комсомольским путевкам. 

Первое, что увидела на набережной - 21- тонную глыбу кварцевого диорита, памятный камень первым строителям, сошедшим здесь с пароходов «Коминтерн» и «Колумб» 10 мая 1932г. Тронула история ледового перехода между Хабаровском и городом Юности в декабре 1933г. По приказу Блюхера колонна из шести тысяч молодых людей шла на лыжах более двух недель! Город был образован посреди тайги на месте села Пермского, основанного в 1860 г. и нанайского стойбища Дзёмги. В советское время — это военно-промышленный центр союзного значения. В период с 1959 по 1993 год был закрыт для посещения иностранцами. Видела символ города «Дом со шпилем» (1955г) с надписью: «Труд в СССР – дело чести, доблести и геройства». Конечно, краеведческий музей. Но больше запомнился Музей изобразительных искусств его историей создания. В 1965 г. московские художники через газеты обратились к художникам страны с предложением создать музей в городе Юности. И уже к 1974 г. в фондах насчитывалось около 1300 работ. Музей является обладателем прекрасных пейзажей Д, А, Налбадяна, любимого художника Берии и которому лично позировал Сталин.

В ночь сажусь в поезд, еду к месту начала круиза по Амуру. За эту поездку я 4 раза проеду между Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре.


Круиз по Амуру

В Хабаровске встречаюсь с группой. Посадка на теплоход «Таежный», рассчитанный на 25 человек. Уютная, почти домашняя обстановка. И два дня релакса. Трехразовое питание. Сижу на носу. Любуюсь рекой. Берега здесь более низкие, чем в низовье Амура, песчаные отмели, острова. Вода песочного цвета, при ярком солнце желтая, «желтая река» называют Амур народы, живущие по его берегам. Готовясь к поездке, я взяла с собой роман Н.Задорного «Амур-батюшка», где он пишет: «Мною всегда владела страсть к путешествиям». Прямо про меня. А здесь на реке, читаю, как осваивали эти земли русские люди 150 лет назад, пришедшие сюда практически пешком! Как называли основанные ими поселения в честь мест, откуда они пришли. С борта теплохода вижу названия на берегу и читаю их в романе!

 

Через 2 дня снова Комсомольск-на-Амуре. Нашим организатором Владом заказана экскурсия на авиазавод «Сухой»! Попасть можно только группой по письму с паспортом, строго по времени и сдав на входе телефоны и фотоаппараты. 

Официальное название предприятия – филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина» на протяжении десятилетий выпускает боевые и гражданские самолеты, созданные корифеями научно-технической мысли А.Н.Туполевым, С.А.Ильюшиным, А.И.Микояном, П.О.Сухим. Сегодня завод выпускает самолеты СУ и Sukhoi Superjet-100. В эти дни проходил Авиасалон в Жуковском. И мы видели, как взлетели и ушли на салон последние модели СУ. Говорили, что они только пролетели над салоном и ушли обратно – секреты же! Потом мы прошли по огромным цехам изготовления и сборки самолетов, оснащенных современнейшим оборудованием, где работает одна молодежь. Захватывающе увидеть огромную во весь цех деталь крыла. И какой должна быть личная ответственность каждого исполнителя, которому будущие пассажиры доверят свою жизнь. Издалека показали сборку военной техники, видели ее на боевом посту, поняли, что границы страны надежно охраняются. Фото нам все же подарили, сделанные заводским фотографом. Вечером т/х идет в обратный путь, делая остановки. 

 


г. Амурск, озеро Болонь
 

Город Амурск – ровесник мне. В краеведческом музее на макете и в фильме увидели работу автоклава на градообразующем предприятии, в основе работы -  технология окисления минералов для  высоких извлечений золота. 

За городом есть о.Болонь (с нанайского – «богатое рыбой») и  пос. Ачан, которому 365-лет, где проживают малочисленные народы: нанайцы, нивхи, орочи, эвенки и др., это территория их традиционного природопользования. Рассадив на лодки, они повезли нас в самый центр, на остров Ядасен, где находится потухший вулкан, рассказали красивую легенду. Здесь создан природный заповедник «Болоньский», куда прилетают черные аисты и японские журавли.  На обратном пути подарили два свежевыловленных толстолобика кг по пять. Из них на теплоходе повар приготовил нам вкуснейший ужин, потому что рыба не была заморожена!

с. Троикое, с. Сикачи-Алян

Были еще две остановки. В с. Троицкое, основанном в 1859г. Сюда пришли три семьи из Вятской губернии, поселившись рядом с нанайским стойбищем. По словам Н.Задорнова, люди шли сюда по 2-3 года, «на вольные земли», желая уйти от притеснений. Хлеба росли плохо, поэтому ловили рыбу, охотились, занимались извозом. Рядом Анюйский национальный парк и рыбоводный завод, занимающийся увеличением ценных пород рыб.

В с. Сикачи-Алян нам провели экскурсию по петроглифам - рисункам древних людей, возраст которых 9-12 и 4-5 тысяч лет! Между остановками - сценическое плавание, любования природой и зеленые стоянки для купания и отдыха. Неделя пролетела быстро. В конце обзорная экскурсия по Хабаровску. Группа улетела в Москву, а я дневным поездом возвращаюсь в Комсомольск-на-Амуре, чтобы проехать весь БАМ!

Продолжение следует.....


Материал и фотографии предоставлены автором Батищевой Ольгой Сергеевной.

Другие новости